Крупнейшая профессиональная конференция для разработчиков высоконагруженных систем

Как мы в Тинькофф платформы строили

Platform Engineering

Доклад отклонён

Целевая аудитория

CTO, Team Leads, Tech Leads CPO, Product Managers

Тезисы

1. Интро
2. Как появились платформы?

Когнитивная нагрузка плохо сказывается на производительности.

Несколько виновников когнитивной сложности:

1. Увеличение кол-ва уровней абстракции, такие как cloud native, kubernetes и пр.,
2. повсеместный shift left и
3. около 2000 различных инструментов (большой челлендж выучить часть названий и знать, какой для чего используется)

Ответ на эти сложности -- платформы!

Как шли мы к этому в Тинькофф

3. Что такое платформа?
1. Суть платформы -- разделять систему на стабильные центральные кор-компоненты и изменчивые периферийные компоненты
2. IT как Lego
3. Примеры платформ Тинькофф
4. Для чего мне платформа?

Такая архитектура позволяет переиспользовать ядро при существенных изменениях в системе или запуске новых приложений. Не нужно строить или перестраивать систему с нуля, можно задействовать существующие кубики, немного обогатив их логику периферийными компонентами.

Существует много индустрий, которые платформенный подход перевернул. Например, автомобилестроение. Компаниям теперь не нужно быть одинаково крутыми в производстве моторов, коробок передач, подвесок и тормозных систем. Для потребителя чаще всего эти системы скрыты. Он видит только цвет кузова, материалы отделки и как плавно закрываются двери и насколько удобны сидения.

Платформы заставляют двигаться вперед, освобождая инженеров от бремени повторяющихся однотипных задач. Про таком сетапе они могут сосредоточиться на тех компонентах, которые отличают их продукт от других и больше времени посвятить инновациям и визионерству. На тех самых уникальных преимуществах их продукта.

Почему конкретно я начал сетапить платформы в Тинькофф

5. Как мне выделить платформу - с чего начинать? развивать общие компоненты в продуктовых командах или сразу выделять отдельных людей?
1. Фазы зрелости платформ
1. Монолит (пользователи и метрики)
2. Выделение ядра (с другими пользователями и метриками)
3. Передача продуктовых команд в продукты ()
2. Процесс перехода по каждой из стадий:
1. Необходимые условия
2. Порядок выделения
3. Время
4. Масштабы команд
5. Конкретные примеры из Тинькофф
6. Платформы в Тинькофф — 5 уровней
1. От DBaaS
2. DevPlatform
3. Компоненты для разработчиков
4. Решения для сервис-линий
5. Решения для бизнес-линий
7. Где проводить грань между платформой и самими продуктами?
1. Платформа — это продукт! Но нужно хорошо понимать, кто пользователи этого продукта и какие метрики мы должны улучшать.
2. Продукт — это не всегда платформа. У платформы несколько потребителей, которые используют одни и те же компоненты.
3. Что мы в Тинькофф называем платформой, а что нет
8. Насколько платформы эффективны? нет ли в этом карго-культа?
1. Больше масштаб — сложнее держать фокус
2. Легко померить — основные метрики с платформой должны быть лучше (скорость, надежность, безопасность). Примеры из Тинькофф
3. Платформы — необходимость и гарант для экосистемных сервисов — пример китайских техногигантов
9. Можно ли как то в деньгах (или любых других понятных измеримых попугаях) померять модели развития технологических компаний и профит от платформы?
1. Можем сравнить на примере разных больших платформ внутри
2. Примеры, как мы делаем это в Тинькофф
10. Платформы — серебряная пуля?
1. Долгий путь к созданию
2. Много накладных расходов
3. Не работают на малом масштабе
4. Список факапов
5. Много чего еще

Антон Логинов

Тинькофф

CTO, VP
• Led core client platform development for 8+ business lines and
5 service lines. Built and managed 20+ strong product teams including 250+ highly performing engineers. Enforced platform to reach 50K+ internal users and to support launching branches in Russia, Philippines, Mexico and Cyprus.
• Coordinated development of high load core messaging platform with 0.6M+ DAU, 8M+ MAU used for omni-channel (FB Messenger, WhatsApp, Telegram, Instagram and others) Client Service, Marketing, p2p-communications which succeeded over 35% of client requests resolved by ML-powered chatbot without contacting operator.
• Led technical and product merger of 2 products and product teams (100 + 150 engineers). Consolidated product strategies and implemented brand new product-oriented organization design
• Supervised high load product delivery platform development with up to 110K appointments per day.
• Led portfolio of products: Document Digitizing & Optical Recognition Platform, Incident Management System, Machine Learning Data Markup System, Saas Contact Center.
• Established spin-off company within Skolkovo Innovation Center that enables monetization of company's internal developments.

Тинькофф

Tinkoff. One of the world's largest and most profitable independent digital banks (LSE: TCS)

Видео